Если продажи автомобилей начали показывать первые признаки роста, то до страховых компаний эти тенденции пока не дошли. Сегодня участники рынка прогнозируют два возможных сценария развития на ближайший год: оптимистический предполагает, что все будет так же плохо, как в 2009 году, а пессимистический — что рынок покинут до 100 компаний.
Участники рынка автострахования говорят, что все тенденции кризисного 2009 года, связанные с высоким уровнем выплат на фоне недостаточных объемов сборов и низкой активности покупателей, перешли и в 2010 год. По их прогнозам, в текущем году ОСАГО как обязательный вид страхования продолжит свое развитие, а в сегменте КАСКО падение сборов продолжится. Масштабы сокращения могут быть сопоставимы с предыдущим периодом. По данным Росстрахнадзора, российские страховщики в прошлом году продали полисов КАСКО на 137,5 млрд руб., а вместе с полисами ОСАГО — на 227,2 млрд руб. При этом премии по КАСКО упали на 20,5%. "Рынок автострахования в 2010 году упадет на 8-10 процентов в сумме сборов, — говорит Дмитрий Большаков, заместитель генерального директора "РЕСО-Гарантия".— Конечно, совсем недобросовестные компании уйдут, но я не ожидаю существенных последствий на российском страховом рынке".
В зоне риска по-прежнему будут компании, делавшие ставку на банковский канал продаж и продажи через автодилеров. Чтобы направить бизнес в другое, например, сервисное, русло, многим из них просто не хватило ресурсов. По словам Андрея Александрова, директора филиала ОСАО "Ингосстрах" в Санкт-Петербурге, негативные тенденции 2009 года сейчас только усилили свое действие, поскольку сами страховщики вошли в этот год финансово истощенными, и многие из них сейчас испытывают острый дефицит ликвидности. "В этой связи можно ожидать продолжения развития процесса укрупнения рынка, а также ухода из отрасли других игроков, — говорит он. — Мы полагаем, что с рынка могут уйти еще около 100 компаний, особенно пострадают те, кто демпинговал в 2009 году. Их путь по наклонной — это повышение тарифов, которое будет означать потерю ликвидности, затем невыплаты страхователям и, как результат, отзыв лицензии".
Несмотря на то, что спрос на новые автомобили оживили федеральные программы по утилизации и кредитованию, страховщики говорят, что на себе положительного эффекта от этого они не чувствуют. Причина заключается в том, что господдержка стимулирует продажи прежде всего бюджетных машин, а рынок КАСКО, например, более чем на 90% формируют сравнительно дорогие иномарки. Возможно, какое-то влияние эта программа сможет оказать на сегмент ОСАГО, однако пока значительного эффекта не ощущается.
"Программа по приему в зачет старых автомобилей и льготное кредитование стимулируют в первую очередь продажи автомобилей минимальной стоимости, — говорит Денис Чигарев, директор управления андеррайтинга автострахования Северо-Западного дивизиона "Ренессанс страхование". — Этот сегмент редко интересуется КАСКО. Поэтому господдержка автопрома на росте сборов страховых компаний почти не сказалась".
В то же время другие участники рынка дают более оптимистичный прогноз — по их мнению, объемы рынка сохранятся на уровне прошлого года, а если какие-то компании и будут закрываться, то только мелкие. Например, по прогнозу рейтингового агентства "Эксперт РА", рынок автокаско сохранится в 2010 году на уровне 2009 года.
Существует также самый оптимистичный прогноз, согласно которому рынок даже сможет показать рост на уровне 10%. Однако то, что вероятность такого сценария невелика, признают даже те, кто его дает. Отдельно страховщики отмечают такую тенденцию, как ухудшение качества сервиса, в результате которого различные компании стараются "перекинуть" своих клиентов на своих конкурентов. "Иногда доходит до курьезных ситуаций — некоторые компании направляют своих клиентов, приходящих к ним по ПВУ (прямое возмещение убытков), в ОСАГО, если виновник ДТП застрахован в более надежной компании, — рассказывает Дмитрий Большаков. — При этом они открыто говорят своим клиентам, что там лучше сервис по выплатам, чем у них".
В результате таких действий страховые компании может ожидать серьезный кризис доверия, что будет также способствовать сокращению рынка и перераспределению взносов в пользу надежных страховщиков. Кроме того, будут сокращаться премии, собираемые через агентский канал продаж, а прямые продажи, наоборот, расти.
По мнению экспертов, в 2010 году будет развиваться главным образом "ремонтное" КАСКО, которое станет основным направлением сотрудничества страховщиков и дилерских центров. И те страховщики, в основном крупные федеральные компании, которые активно росли в данном направлении, смогут хорошо завершить год. Что касается восстановления рынка, то, по предварительным прогнозам, оно начнется не раньше, чем в 2011 году. "Все без исключения страховщики ждут восстановления рынка, однако начало этого процесса вряд ли придется на 2010 год, — говорит Андрей Александров. — Сейчас отрасль, в том числе в сегменте автострахования, находится в кризисном состоянии, поэтому положительные тенденции начнут формироваться не ранее 2011 года. В этой связи стоит рассчитывать на свои ресурсы, что под силу далеко не всем страховщикам, и оптимизировать работу в новых условиях".
Маргарита АРАНОВСКАЯ Ъ - Приложение
Вся пресса за 17 мая 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: ОСАГО, Регионы, Тенденции, Автострахование, Кризис и страхование
В материале упоминаются: |
Компании, организации:
|
 |
Персоны:
|
|
 |
|
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
 |
Архив прессы
|
|
|
 |
Текущая пресса
 |
| |
13 августа 2025 г.

|
|
Business FM Челябинск, 13 августа 2025 г.
Пятая часть от всех уральских вакансий с ДМС открыты в Челябинской области

|
|
Медвестник, 13 августа 2025 г.
Центр Минздрава обобщил судебную практику по платным услугам в системе ОМС

|
|
Аргументы и факты-Владимир, 13 августа 2025 г.
Брат и сестра инсценировали угон машины ради страховки в Александрове

|
|
Казахстанский портал о страховании, 13 августа 2025 г.
ЕС готовит директиву о праве на отключение и удалённой работе: последствия для страхования

|
|
Нижегородские новости, 13 августа 2025 г.
Качество оказания медицинской помощи профессионально могут оценить специалисты страховых компаний

|
|
Казахстанский портал о страховании, 13 августа 2025 г.
Hub: коммерческие страховые тарифы в США во II квартале показали разнонаправленную динамику

|
|
Autonews.ru, 13 августа 2025 г.
Что такое мини-каско, что входит в такую страховку и как ее оформить

|
|
Аргументы и факты-Алтай, 13 августа 2025 г.
Автоподставщиков будут судить в Барнауле

|
|
Sputnik Армения, 13 августа 2025 г.
В Армении спорят о сути всеобщего медстрахования: страховщики против предложений Минздрава

|
|
Амител, Барнаул, 13 августа 2025 г.
На Алтае работодатели редко предлагают добровольную медстраховку в соцпакете

|
|
МК в Воронеже, 13 августа 2025 г.
Воронежская область вошла в топ-3 регионов-лидеров по страхованию животных

|
|
Комсомольская правда-Урал, Екатеринбург, 13 августа 2025 г.
В Свердловской области работодатели предлагают ДМС чаще остальных в УрФО

|
|
СИА-Пресс, Сургут, 13 августа 2025 г.
В Югре работодатели намного реже предлагают сотрудникам ДМС, чем компании в других регионах Урала

|
|
UzDaily.uz, 13 августа 2025 г.
Законодательная палата одобрила в первом чтении законопроект о развитии страхового рынка

|
|
Российская газета-неделя, 13 августа 2025 г.
Дама не получила багаж

|
|
Белфинанс, ИА, Белгород, 13 августа 2025 г.
Исследование: ДМС — самая востребованная опция соцпакета

|
|
Коммерсантъ, 13 августа 2025 г.
Страховка на троих

|
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|